Собор Святого Сабина

Покровителями города Бари считаются Святой Николай и икона Богоматери Одигитрия. По преданию, икона попала сюда в период иконоборчества, проводимого византийским императором Львом III Исавром. Нет документальных свидетельств, что это именно та икона, которая была написана Святым Лукой, но, безусловно, икона Одигитрии в Бари — бесценная и древняя реликвия.

1

Сегодня на площади Одигитрия расположен величественный Кафедральный Собор, который является резиденцией архиепископа Бари. Собор воздвигнут в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святого Сабина — епископа из города Каноса-ди-Пулья. Мощи святого с VIII века находились в соборе Каноса, в IX веке среди руин разрушенного сарацинами города мощи были вновь обретены и перенесены в Бари.

Из сохранившихся документов следует, что уже в VI веке в Бари был Кафедральный Собор. Остатки старинной церковной постройки около и внутри современного храма, надпись на мозаичном полу с именем епископа Андреа (758 — 761) относятся к первому собору, который, по всей видимости, был разрушен в IX — X веках.

В 1028 году византийский архиепископ начал строительство нового собора над склепом с иконой Одигитрия. Через 63 года в алтаре восстанавливаемой крипты были обнаружены мощи Святого Сабина. Новый собор, построенный в виде базилики, просуществовал недолго. Во время военной компании по освобождению континента от византийского влияния в 1156 году, сицилийский король Вильгельм I вошел в Бари. Он дал горожанам два дня на спасение, а на третий день его войска полностью разрушили город и епископальный храм, сохранив только базилику Святого Николая.

В конце XII века архиепископ Рианальдо начал строительство нового храма в апулийско-романском стиле. 4 октября 1292 года Кафедральный Собор Святого Сабина был освящен.

В XVIII веке архитектор Доменико Ваккаро расширил и перестроил здание в модном стиле барокко. И только после реставрации в 1950-х годах храму был возвращен первоначальный средневековый облик.

2

Внешне собор может напомнить базилику Святого Николая. Светлый фасад с тремя порталами украшен элегантной розой-окном, вокруг которой размещены мифические существа, охраняющие собор. Над центральным порталом находятся скульптуры Святого Николая, Святого Сабина и Богородицы.

На стенах собора можно встретить древние изображения крестов, оставленных крестоносцами, уходящими в походы за торжество веры.

С левого бока находится довольно большое здание цилиндрической формы, скорее всего, это древний баптистерий (пристройка для крещения), которое в XVII веке оборудовали под ризницу.

Чуть дальше возвышается восстановленная колокольня с высоким шпилем и красивым куполом в мавританском стиле, южная колокольня разрушена в 1613 году.

Интерьер собора торжественный и гармоничный, восемь колонн с каждой стороны делят его на три нефа. Обращает на себя внимание великолепная епископская кафедра с грифоном, откуда так же зачитывались послания королей, законы и грамоты.  Богатое мраморное убранство приписывают великим скульпторам древности, так киворий алтаря был выполнен в XI веке Альфано из Термоли.

Левый проход ведет в ризницу и крипту. В ризнице справа расположен алтарь с картиной, на которой изображен, вероятно, Святой Мавр — первый епископ Бари в I веке.

Крипта украшена прекрасными старинными фресками, в главном алтаре покоятся мощи Святого Сабина. Здесь хранится нетленное тело еще одной святой, известной как Святая Голубка. Молодая девушка из языческой семьи Сарагосы убегает во Францию и принимает крещение под именем Голубка. Решив посвятить себя Богу, она отклоняет предложение императора Орелиана выйти замуж за его сына (273 год). В наказание ее отдают в дом терпимости, который располагался под амфитеатром рядом c клетками животных. От поругания девушку спасла медведица. Их должны были сжечь на костре, но прилетел голубь, и начался дождь. Тогда девушку решили обезглавить. Слепому палачу Голубка вернула зрение, и только, узнав о чуде, ее захоронили.

3

И, конечно, самым главным предметом поклонения является византийская икона Богоматери Одигитрия.

Рядом с криптой расположена подземная археологическая зона-музей, здесь можно увидеть раскопки древнего храма, на основании которого стоит собор. В самой зоне очень интересный пол, выложенный из мозаики в виде древнеславянских символов.

Во дворе собора находится музей Епархии, учрежденный в 1981 году. Здесь шесть залов, посвященных истории и искусству Кафедрального Собора. Самой большой достопримечательностью является древний византийский свиток 1050 года Exultet (Возрадуйтесь) — это гимн Навечерия Пасхи. Текст гимна невероятно поэтичен и нагружен христианскими и, даже местами, языческими метафорами. С обратной стороны пергамента расположены вверх ногами искусно выполненные иллюстрации, и, при чтении, верующие, глядя на рисунки, лучше понимали содержание гимна.

Благодаря реставрациям конца прошлого и начала этого века, собору возвращено его великолепие, и его по праву можно назвать одним из самых красивых во всей южной Италии!

Вы можете следить за комментариями через RSS 2.0 фид. Комментарии и Пинг закрыты.